В правильном оформлении жилого пространства важна каждая деталь. Хороший фотограф должен знать, как выстраивать кадр. То же делает и дизайнер. Мало найти подходящие отделочные материалы, выбрать мебель и аксессуары. Нужно ещё связать все это воедино и сформировать одну красивую картинку. Для этого сначала выстраивается композиция в интерьере, создаётся один смысловой центр, а потом вокруг него обыгрывается остальное пространство. Расскажем, каким правилам подчинено подобное построение, какие приёмы нужно использовать для формирования комфортной атмосферы.
Содержимое статьи
Главные правила составления композиций
Представим будущий дизайн дома чистым холстом. Придумаем, каким наполнением нужно его заполнить. Понять, с чего начать, от чего оттолкнуться, можно, если взять за основу принцип создания художественного произведения. В руках творческих людей есть разные инструменты, которыми они охотно пользуются. Их можно брать за основу и работать над собственным интерьером.
1 правило — Симметрия
Выстраивается такая композиция интерьера вокруг одной выбранной оси. Она центр, по обеим сторонам которого располагаются одинаковые парные предметы. Такое решение воспринимается нашим глазом как упорядоченная гармония. Ведь тело человека тоже симметрично. У нас два глаза, два уха, две руки, две ноги. Это спокойное равновесие. Когда оно нарушается, возникают негативные эмоции. Вот почему комнаты с острыми углами, непривычно наклонными стенами, с поверхностями, бегущими волнообразно, сильно давят на психику и вызывают утомление.
Симметрия помогает привести все в порядок. Она может использоваться при расстановке мебели, в расположении архитектурных деталей. В комнате, в которой есть два окна на одной стене или две двери, равноудалённые друг от друга, находиться гораздо комфортнее. Когда геометрия пространства неправильная, дизайнеры исправляют её, возводя колонны, выстраивая ниши. Это самый простой и лёгкий способ создать приятную для проживания атмосферу. Поэтому его любят использовать в своей работе начинающие профессионалы.
2 правило — Путь от обратного
Ассиметричная композиция в дизайне интерьера раскрывается при помощи масштабов. Здесь нельзя действовать в лоб: жилое пространство – не поле для экспериментов. Практика показывает, что обстановка, выстроенная по противоположному принципу, вызывает у человека беспокойство. И оно спускается на подсознательный уровень, что очень сильно мешает в обычной жизни.
Есть приёмы, позволяющие минимизировать подобное воздействие. Один из их – противопоставление большого и крупного, маленькому и компактному. Можно ставить рядом с габаритной мебелью лёгкие, невесомые предметы. Можно сочетать тёмные поверхности со светлой отделкой, яркие краски с приглушенными тонами.
Если мебель расставляется в комнате асимметрично, важно выделить центр композиции. В гостиной это камин, в спальне кровать, в небольшой прихожей группа светильников. С одной стороны от центра, в этом случае, размещается большой предмет, а с другой мелкий.
Асимметричные композиции чаще всего обуславливаются архитектурными особенностями пространства. Они становятся уместными в помещениях со скруглёнными стенами, в комнатах, где есть непропорциональные выступы.
3 правило — Ритм интерьера
Он ещё одна важная составляющая композиции. Он формируется путём использования в интерьере многократного повторения одних и тех же элементов. Карнизы под фризами, под карнизами – пояса и подвесы занавесок. Горизонтальная отсечка повторяется трижды.
Многократное повторение можно воспроизводить при помощи вертикальных линий. Они формируются колоннами и арками. Опытные дизайнеры любят задавать ритм при помощи мебели. Некоторые создают акценты, разбивая его. Поставьте вокруг круглого стола пять одинаковых стульев и один другой, цветной, более яркий. Он сразу станет бросаться в глаза и вызывать нужные эмоции.
4 правило — Солист или доминанта
Правильно составленная композиция в дизайне интерьера обязательно имеет только один визуальный центр. Он сразу притягивает к себе взгляд. Человек начинает рассматривать именно его и не видит других более мелких деталей. Солистом может быть предмет или цвет. И в первом, и во втором случае он подчиняет себе все остальное. Иначе общее впечатление от созданного образа просто развалится.
Если в качестве доминанты выбирается цвет, он должен обязательно поддерживаться аксессуарами или текстилем. Тогда формируется равновесие. Не обязательно, чтобы солист был в центре комнаты. Он может находиться где угодно, но все остальное оформление помещения должно отталкиваться именно от него.
5 правило — Статика обстановки
Перечисляя основы композиции в интерьере, нельзя не упомянуть именно о ней. Статика делает обстановку стабильной и уравновешенной. Создать её можно, используя преобладание одних линий: горизонтальных или вертикальных, отказываясь от криволинейных плоскостей.
В первом случае в комнате появляются низкие шкафы с элегантными вазами, глубокие диваны с красивыми накидками, другие предметы, имеющие приземистый внешний вид и хорошую устойчивость. Статичные интерьеры – классика. Они больше подходят тем, кто любит основательность и постоянство в образе жизни.
6 правило — Динамика
Это движение. Создать его можно, применяя асимметричную расстановку мебели или большое количество элементов с чёткими геометрическими линиями. Преобладание вертикалей создаёт впечатление лёгкости, зрительно приподнимает потолок. Динамику в интерьер привносит и диагональная раскладка паркета или плитки, паркет в виде ёлочки.
Такие элементы чаще всего используются при реализации современных стилей. Нарушение законов композиции дало толчок их возникновению. Такое возможным стало лишь в XX веке при появлении новых строительных технологий.
Если используются перечисленные правила, очень комфортно чувствует себя человек в интерьере – композиция помогает исключить возникновение визуального дисбаланса, пустот, способных нарушить правильную взаимосвязь элементов дизайна.
7 правило — Акценты
Любое оформление не будет казаться завершённым без маленьких штрихов. Они должны подчёркивать фактуру основных предметов, наполнять жилое пространство объёмом. Больше всего для этого подходят зеркала, сочетания контрастных фактур, небольшие цветные вкрапления, созданные на отвесной плоскости. Главное, избегать перебора, тогда все получится.
Коротко о главном в составлении композиций
Композиция – основа дизайна интерьера. Без знания основ её построения нельзя создать гармоничное жилое пространство. Владение ими – хорошее подспорье для реализации любого дизайнерского направления.
Существует несколько принципов формирования композиционного центра. Проще всего использовать симметрию, сложнее делать асимметричные интерьеры. И в первом, и во втором случае, обязательно присутствует солист или доминанта, есть ритм, статика, динамика. Эти составляющие и есть база любой композиции.
Источник сайт m-strana.ru